Повышение качества государственных услуг и предоставление их в электронном виде
1. Все услуги – в электронном виде
Росреестр развивает сервисы для оказания государственных услуг в электронном виде. В настоящее время на портале Росреестра доступны все базовые услуги ведомства – государственная регистрация прав, постановка на кадастровый учет, получение сведений из Единого государственного реестра прав и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН).
К концу 2018 года Росреестр планирует предоставлять в электронном виде не менее 70% государственных услуг.
Предоставление услуг в электронном виде – основной вектор развития российской учетно-регистрационной системы. Благодаря современным информационным технологиям у граждан и бизнеса появилась возможность напрямую обратиться в Росреестр. При этом исключено влияние человеческого фактора: заявитель самостоятельно подает документы и не зависит от действий чиновника, а также не теряет времени на визит в офис.
В случае предоставления документов для получения услуг в электронном виде размер государственной пошлины сокращается на 30%. Особенно это важно для юридических лиц, в частности, компаний-застройщиков, которые подают на регистрацию прав большое количество пакетов документов одновременно.
2. Широкий выбор способов получения государственных услуг Росреестра
Росреестр заботится о том, чтобы заявителям было удобно получить услуги. Поэтому ведомство предоставляет разные способы получения услуг: в офисах Росреестра, в офисах Федеральной кадастровой палаты, в МФЦ, с помощью выездного обслуживания, в электронном виде на портале ведомства и по почте. Первые три способа предполагают посещение офиса, расположение которого удобно для заявителя, другие три способа представляют собой дистанционное обслуживание. Мы даем возможность заявителям выбирать, где и каким образом они хотят получить услуги. Росреестр – первое федеральное ведомство в России, которое предоставляет возможность заказать дистанционный прием и доставку документов, подготовленных по результатам учетно-регистрационных процедур. Выездное обслуживание осуществляет Федеральная кадастровая палата Росреестра на всей территории России. При этом ветеранам Великой Отечественной войны и лицам с ограниченными возможностями выездное обслуживание предоставляется бесплатно.
3. Портал Росреестра: информация без посредников
В 2014 году модернизирован официальный портал Росреестра, благодаря чему получение электронных услуг для населения и бизнеса стало более понятным и удобным. На портале Росреестра даны пошаговые инструкции, а также описаны способы получения каждой услуги, ее сроки и стоимость.
В 2014 году количество пользователей портала увеличилось до 7,4 млн (почти на 30% больше, чем в 2013 году).
Портал дает возможность не только получить услуги, но и с помощью сервисов предварительно записаться на прием к специалистам, отследить статус своей заявки, узнать справочную информацию об объектах недвижимости в режиме онлайн, получить сведения из Фонда данных государственной кадастровой оценки. С помощью специального сервиса граждане могут направить в Росреестр обращение.
На портале Росреестра работает сервис «Жизненные ситуации», который позволяет заявителю в удобной и наглядной форме получить исчерпывающий набор сведений относительно действий в конкретной ситуации. После заполнения интерактивного опросника заявитель видит перечень документов, необходимых в конкретной ситуации.
Сервис «Публичная кадастровая карта» содержит данные государственного кадастра недвижимости. На карте показана информация о кадастровых округах, районах, кварталах, отдельных объектах недвижимости – земельных участках и объектах капитального строительства. По каждому объекту недвижимости можно узнать общую информацию, в том числе площадь и кадастровую стоимость, а также его характеристики и кто его обслуживает. У сервиса есть версия для мобильных устройств.
4. Единый справочный телефон
Для повышения качества оказания услуг Росреестр развивает сеть ведомственных кол-центров (единый телефон 8-800-100-34-34). За три с половиной года работы ВЦТО Росреестра принял около 9,5 млн. обращений, из них 4,5 млн сообщений приходится на 2014 год.
В 2015 году Росреестр планирует комплексную модернизацию центра телефонного обслуживания, которая включает в себя подключение к «Федеральной базе знаний», внедрение Единой системы регистрации обращений и набор дополнительных операторов для работы в ночное время. Таким образом, заявители будут получить ответ более точно и оперативно и смогут обратиться в ВЦТО в любое время суток, что особенно важно для жителей Дальнего Востока и Сибири.
5. Работа на уровне мировых стандартов
Регистрация права собственности в России проводится сегодня на уровне лучших мировых стандартов. Такой вывод можно сделать, ознакомившись с докладом Doing Business-2015, опубликованным в октябре 2014 года Всемирным банком. По показателю «регистрация собственности» Россия заняла 12 место и поднялась на пять позиций по сравнению с результатом аналогичного исследования, проведенного в прошлом году.
Для сравнения: по показателю «регистрация собственности» США занимают в рейтинге 29 место, Великобритания – 68, Германия – 89, Франция – 126.
Достижение высокой позиции в рейтинге Всемирного банка по показателю «регистрация собственности» – это отражение системной работы Росреестра по совершенствованию учетно-регистрационной системы и повышению качества оказания государственных услуг.
В 2014-2015 годах вступил в силу ряд изменений, направленных на совершенствование земельного законодательства. Росреестр принимал активное участие в разработке проектов принятых законов, относящихся к сфере его деятельности, в том числе в области государственного земельного надзора.
1. Административное обследование земельных участков
С 1 января 2015 года введена процедура административного обследования земельных участков. Административное обследование проводится должностными лицами органов, уполномоченных осуществлять государственный земельный надзор (в том числе Росреестра), без участия собственников и правообладателей земельных участков дистанционными способами. Для административного обследования могут быть использованы данные, полученные с космических спутников, летательных аппаратов, в результате проведения исследований почвы, а также путем непосредственного осмотра земельных участков. При этом, если земельные участки огорожены и у государственных инспекторов не будет возможности зайти на участок, они смогут все действия осуществлять без непосредственного доступа.
Если в результате административного обследования выявляются признаки нарушения земельного законодательства, это является основанием для проведения проверки. Собственник или правообладатель земельного участка заблаговременно уведомляются о проверке, и уже в его присутствии проводятся все необходимые действия, в том числе изучаются документы на земельный участок.
2. Изменения в Земельный кодекс и Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях (КоАП), направленные на вовлечение в оборот неиспользуемых или используемых не по назначению сельскохозяйственных земель
За последний год законодательством внесены изменения в Земельный кодекс и Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях (КоАП), направленные на вовлечение в оборот неиспользуемых или используемых не по назначению сельскохозяйственных земель. Указанные поправки касаются возможности внесудебного изъятия земельных участков у государственных и муниципальных учреждений и муниципальных предприятий и не распространяется на земельные участки, находящиеся в собственности или на праве аренды у граждан и юридических лиц.
В кодекс об административных правонарушениях внесены нормы, в соответствии с которыми размер штрафа за нарушение земельного законодательства определяется в зависимости от кадастровой стоимости участка. Это одна из законодательных инициатив Росреестра. Такая оценка является более объективной, так как в этом случае учитываются ценность и площадь земельного участка, на котором допущено правонарушение. Пока такой порядок установлен для случаев неиспользования земель сельскохозяйственного назначения.