Очень древний трактат Горюнова В.А. о буддизме. Написан по материалам книги Абаева "Чань буддизм и психокультура средневекового Китая". В своё время эту книжку активно популяризировал Чука(Чворо С.). Итак, читаем:
Феномен "просветления" в буддизме с точки зрения естествознания Мозг ребенка есть TABULA RASA* ,который стремится познавать окружаю- щий мир.
На начальных этапах развития основную роль в его мышлении играет пра- вое полушарие коры головного мозга, которое как известно отвечает за фантазию, образное мышление, интуицию & etc: Ребенок соответственно проходит через ста- дии наглядно действенного и наглядно образного мышления. Но со временем, по мере усвоения первичных понятий, у ребенка формируются причинно-следственные связи. Идет процесс адаптации к окружающей среде, выраженный процессом социа- лизации и развитием ребенка как личности. Сие обуславливает бурное развитие ле- вого полущария коры головного мозга, отвечающего за логическое мышление. Пра- вое полушарие играет не самую важную роль. В основном его деятельность активи- зируется в ситуациях требующих нестандартного творческого подхода, нередко со- провождающегося вспышками интуиции. Но хотя существуют категории людей сумевших не утратить значимость пра- вого полушария. К ней относятся талантливые художники, композиторы, скульпто- ры и вообще творческие и чувствительные, не лишенные интуиции люди склонные к целостному восприятию мира (В отличие от логиков склонных все подвергать де- дуктивному анализу). Также стоит отметить тот факт, что у большинства женщин правое полушарие развито сильнее, чем у мужчин. И как следствие этого можно го- ворить о таких явлениях как женская интуиция, женская эмоциональность и "женская логика", хотя последнее многие склонны воспринимать с сарказмом. Как известно левое полушарие отвечает за правую половину тела, а правое полушарие за левую половину. Вот почему среди левшей и амбидексторов** так много талантливых людей. Из всего вышесказанного можно сделать следующей вывод - работа правого полушария имеет двойственную структуру: 1) С одной стороны излишняя эмоциональность приносит вред, не давая объек- тивно оценить обстановку. 2) C другой стороны инсайд*** приносит огромную пользу: экономит уйму времени или вообще находит выход с казалось бы тупиковой ситуации. Отсюда вполне закономерно вытекает задача: как реорганизовать работу правого полушария, чтобы человек мог с наивысшей эффективностью функционировать в этом мире. Как раз эту задачу и решает буддизм, вызывая у своих наиболее талантливых адептов состояние "просветления" в момент которого человек приобщается к вели- кой интуитивной мудрости (с санскрита: Маха Виджайна Парамита). Согласно буд- дизму окружающий нас мир представляет собой "колесо сансары", в котором люди умирая перерождаются вновь, вынужденные нести тяжкое бремя кармы. Единствен- ный путь избежать этого печального удела состоит в том, чтобы, обретя "просветление" стать Буддой и в конечном итоге оказаться в нирване. Буддизм го- ворит, что люди одолеваемые всеми страстями омрачают свою светлую истинную сущность. А пока это так, им недоступно созерцать истинную природу вещей. Лю- бое их суждение будет носить субъективный (не истинный) характер, обусловлен- ный стереотипами мышления (заложенных в них в процессе воспитания и развития) и эмоциональным состоянием. Попадая в буддистский монастырь (например, Шаолинь) человек подвергает себя и подвергается со стороны наставников целому ряду воздействий. Неофит должен смирить свои страсти и избавиться от чувства "собственного Я", посредст- вом самоотречения и длительных медитаций. В тоже время наставники делают все возможное для разрушения привычной картины мира ученика. Создают такие си- туации, при которых ученик, опираясь на свои привычные причинно-следственные связи не достигает успеха. Примером этому может служить ведение, так называе- мых "парадоксальных диалогов". Знания переходят от учителя к ученику минуя вербальные каналы**** с помощью передачи конкретных психологических ситуаций, требующих цельного видения мира (интуиция). Результатом всего этого является полная деморализация на начальных этапах. У человека выбивается привычная кар- тина видения окружающего мира. В голове воцаряется полный хаос. В этой ситуа- ции деятельность левого полушария коры головного мозга не находит себе приме- нения. Его доминантное положение утрачивается. Но так как "Natura Abhoret Va- kum"*****, при достаточном количестве предпосылок происходит компенсация за счет реорганизации деятельности правого полушария. Там возникают новые связи, позволяющие человеку успешно функционировать в сложившихся обстоятельствах. Человек получает доступ к ранее недоступным ему ресурсам. Теперь преобразив- шееся правое полушарие устанавливает гармоничное взаимодействие с ресурсами левого полушария. И благодаря этому синтезу человек получает способность истин- ного видения мира, по другому называющегося состоянием "просветления". Еще раз хочу отметить, что это становиться возможным только при уходе от чувственного, подавлении логического и культивации интуитивного.
* - Чистая доска. ** - Люди, одинаково владеющие как левой, так и правой рукой. *** - "Вспышка" понимания. **** - Буддизм не признает ни какой фиксации знаний, считая это признаком недостоверной передачи реальности окружающего мира. ***** - Природа не терпит пустоты.
Прсмотров: 4054
Незарегистрированным пользователям доступны комментарии только из системы "Вконтакте". Пожалуйста зарегистрируйтесь. |