ЦОФ «Березовская» всегда была известна в городе, как стабильное предпри-ятие, на котором рабочие получают неплохую заработную плату. Но во второй поло-вине января на фабрике произошло событие, после которого уволилось сразу не-сколько человек, коллектив усомнился в надежности экономического положения предприятия. Причиной тому послужила полная невыплата премии за декабрь про-шлого года. Но только ли?
Зарплату на предприятии выдали как обычно, 20 января, но всех удивил ее размер. В среднем по фабрике среди рабочих она оказалась на треть меньше, чем в декабре про-шлого года. Практически же для большинства она уменьшилась вдвое. То есть, те, кто за-рабатывал раньше 10-12 тысяч рублей, на руки получили 6-8 тысяч рублей. Больнее всего невыплата премиальных сказалась на работниках АБК, стройгруппы, у которых заработки и без того были небольшими. Многие брали ссуды в банки, так как долгое время, получая достойный заработок, были уверены в своей экономической стабильности. Теперь они не знают, чего ожидать от руководства в последующие месяцы.
Ситуацию подогрело поведение работодателя, генерального директора фабрики Евгения Анатольевича Осипова, который наотрез отказался объяснять своим работникам, на каком именно основании их лишили премиальных. Не удалось встретиться с руководи-телем предприятия и корреспонденту. Разъяснения по поводу случившегося дал председа-тель профкома независимого профсоюза ЦОФ «Березовская» Евгений Владимирович Пермяков:
- Сложившееся сегодня положение на предприятии действительно не ординарно, - говорит он, - много лет фабрика работала стабильно. Даже в самые трудные времена, ко-гда она была на грани банкротства, нам удалось сохранить костяк коллектива. За послед-ние шесть лет премии работников лишали всего три или четыре раза, и то частично. При этом план по переработке рядового угля постоянно увеличивался. И люди его выполняли. В 2005 году зарплата на ЦОФ считалась одной из самых высоких в городе. По ее показа-телям мы уступали лишь разрезу «Черниговский» и некоторым участкам на шахтах. А что теперь? С января 2006 года ситуация резко изменилась. На предприятиях компании «Се-верстальресурс» подняли базовую часть зарплаты рабочих, наша же управляющая компа-ния объединение «Кокс» этого не сделала. В результате работники остались на невысоких окладах и продолжали получать сравнительно достойную зарплату лишь благодаря пре-миальным, размер которых составляет минимум две трети от всего заработка. А за де-кабрь впервые за многие годы премию работникам не выплатили полностью.
Насколько известно, работодатель считает, что премию он не выплатил на закон-ных основаниях, так как не был выполнен план по переработке угля. Удалось в этом убе-дить и некоторых работников фабрики. Корреспондент лично слышал фразу от одного из них, что «высокая зарплата - это хорошо, но что поделаешь, если мы плохо поработали?» «Плохо поработали» - это значит, что работники фабрики вместо того, чтобы выпускать надлежащее количество качественного концентрата долбили ломами и кувалдами замерз-ший уголь, выковыривали его из вагонов, бункеров. И все из-за того, что его влажность превышала допустимые нормы и составляла 11, а то и 12 процентов. Мокрый уголь, как известно, имеет свойство смерзаться и самовозгарать. То есть работодателем был предос-тавлен некачественный материал. Между тем статья 155 Трудового кодекса гласит «При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы ра-ботника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени». А в статье 163 того же кодекса говорится, что «Работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки». В том числе и «надлежащее качество ма-териалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения рабо-ты».
Кроме того, совершенно непонятно, почему лишили всей премии и весь коллектив. Разве плохо потрудились работники котельной фабрики, которые все это время беспере-бойно обеспечивали предприятие теплоэнергией? Все разговоры о том, что раз не выпол-нили месячный план по переработке рядового угля, значит нет финансовой возможности хотя бы для частичного премиального поощрения, можно откинуть сразу. Никакого эко-номического обоснования для этого работникам не предоставлено.
Но все-таки, премия – не главное, что волнует коллектив. Сегодня ее не дали, вы-платят завтра. Проблема в том, что на предприятии и без этого назревала конфликтная си-туация, невыдача премии лишь обострила ее. Из общения с работниками фабрики коррес-понденту удалось собрать целый список их претензий к руководству. Вот лишь некоторые из них.
Проблема номер один – повышение тарифов и окладов, которое проходило послед-ний раз летом прошлого года и составило около четырех (!) процентов, когда только офи-циальная инфляция по стране за прошедший год девять процентов. Между тем в коллек-тивном договоре предприятия указано по этому поводу, что работодатель обязан повы-шать тарифные ставки и оклады в соответствии с уровнем инфляции.
Проблема номер два – выплата компенсации при выходе на пенсию, которая поло-жена работникам угольных предприятий по федеральному отраслевому соглашению. Лю-ди приходят в бухгалтерию, там им отвечают, что компенсацию они не получат, и сле-дующий их шаг – в суд. Так поступили около пятнадцати человек. Половина из них уже выиграла дело, для остальных это только вопрос времени. То есть работодатель все равно заплатит. Вопрос в другом, и прозвучал он очень убедительно из уст одной труженицы:
- Почему я должна судиться с родным предприятием, на котором отработала более двадцати лет? Ведь я отдала фабрике не только свое здоровье, но и душу. Мне просто стыдно силой требовать то, что мне положено по закону. Но меня к этому принуждают.
Вопрос третий – на угольном предприятии с вредными условиями производства от-сутствует должность цехового врача! Здравпункт устарел, хотя в свое время он считался чуть ли не самым лучшим в городе. Сейчас на фабрике пытаются решить эту проблему, но слишком медленно. Все упирается в финансирование.
Не беспокоит руководство предприятия, похоже, и профилактика здоровья своих работников. Спортивной работы на фабрике практически не ведется никакой, если не учи-тывать, что профсоюз за собственные деньги (!) принял на работу спортинструктора. На соревнованиях от работодателя коллектив фабрики участвовал только в прошлом году, и то это было первенство между работниками предприятий ОАО «Кокс». Кстати, тогда ЦОФ «Березовская» заняла большое количество призовых мест. На этом все, о спорте за-были.
Следующая проблема – работники фабрики, нуждающиеся в обеспечении углем, получают его от родного предприятия за 25 процентов стоимости, тогда как по закону по-ложено бесплатно.
Этот список можно продолжать еще долго. В его основе лежит одна совсем непо-нятная проблема – отношение руководства к людям. Со слов Евгения Владимировича, ге-неральный директор фабрики Осипов ни разу не выступал перед коллективом, какие бы вопросы ему не задавали. Все пытался решить путем посредничества того же председате-ля профкома. Результат такой политики налицо: недопонимание, недоверие и назревание конфликта.
Как же выйти теперь из этой ситуации? Неужели забастовка? Профсоюз решил пойти по другому пути – подать заявление на рассмотрение споров в инспекцию по охра-не труда. Но сначала необходимо попытаться еще раз наладить диалог, для этого и обра-тились работники фабрики за помощью к главе города Альберту Ивановичу Колесникову.
- Я знаю, какая сегодня сложная экономическая ситуация на ЦОФ «Березовская», - заявил глава. – Связано это в первую очередь с тем, что компания «Северстальресурс» от-крыла собственную обогатительную фабрику по переработке угля, и забрала таким обра-зом сырье, поступающее ранее на ЦОФ с шахт «Березовская» и «Первомайская». Новая шахта «Владимирская», которую начало строить объединение «Кокс», еще не работает на полную мощность. Отсюда недопоставка угля на фабрику, снижение количества его пере-работки. Но собственник, руководитель предприятия должны были все это предусмотреть заранее и не допустить дестабилизации обстановки в коллективе, прийти к людям, пого-ворить с ними. Честно говоря, я немного удивлен поведением того же Евгения Анатолье-вича Осипова, ведь знаю его как грамотного, знающего руководителя. На днях встретимся с руководством фабрики, ее управляющей компании «Кокс» и сообща попробуем решить проблему. Ведь от конфликта не выиграет никто: ни работодатель, ни работник, ни город.
Значит, есть надежда у коллектива, что ситуация изменится в лучшую сторону? Наверное, лишь бы переговоры не сорвались и стороны поняли друг друга. Главное, что-бы работники фабрики были сплоченнее и не ждали когда за них решат их же проблему, а с этим возникают некоторые вопросы. Например, кто должен продвигать решение про-блем? Профсоюз. Профсоюз работает в этом направлении? Пока видим, что да. Но в профсоюзе фабрики состоит всего лишь38 процентов от всего коллектива, а надеются на него почти все. Нехорошо как-то получается.
М. МОСКВИКИН.
Опубликовано в газете «Мой город» за 9 февраля 2007 года
Просмотров: 3974
Незарегистрированным пользователям доступны комментарии только из системы "Вконтакте". Пожалуйста зарегистрируйтесь. |