«Никогда и ничего не просите! - говаривал зловещий Воланд из «Мастера и Маргариты» Булгакова, - никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут». Золотые слова, но следовать им получается не всегда. Бывают в жизни ситуации, когда помощь власть имущих просто необходима и ждать, когда «сами предложат и сами всё дадут» нет ни времени, ни сил.Еженедельно в администрацию города приходят, звонят и пишут письма горожане. Жалуются, просят, спрашивают совета, просто рассказывают о жизни. Приём граждан по личным вопросам в основном ведут заместители главы: у каждого из них своя сфера, свои посетители. Принимают замы два раза в месяц. Например, у заместителя главы по соци-альным вопросам Руслана Артуровича Качелина приёмными днями считаются первый и третий вторник месяца, а у зама по развитию Игоря Александровича Ташкинова – первый и третий понедельник. Чтобы попасть на приём к чиновнику заранее записываться не на-до: приходите и вставайте в «живую» очередь.
Часы приёма строго регламентированы – с 10 до 12 часов, но в правилах хорошего тона принять всех пришедших. А бывает их очень много. Личный рекорд И. А. Ташкинова – 45 человек за один приёмный день.
- В среднем в приёмный день ко мне приходит около 20 горожан, - рассказывает Игорь Александрович. – Но бывают и авральные дни, когда приходится весь день без обе-да разбирать жалобы, обращения или консультировать. Вообще, дни приёма горожан по личным вопросам, как правило, напряжённее, чем любые другие рабочие дни. Смена лиц, проблем… Необходимо вникнуть в каждую ситуацию, разобраться в ней. Чтобы сделать работу с населением более эффективной и не «футболить» людей по инстанциям, приём вместе со мной, в одном кабинете, ведут сотрудники юридического и жилищного отделов. Это позволяет сразу на месте разбираться с каждой ситуацией, давать человеку конкрет-ный ответ, не отправляя его в очередь к другим специалистам. Так удобнее и нам, и лю-дям.
О чём люди просят у чиновников? Часто – решить их жилищные проблемы. Но, кстати, в последнее время всё больше не просят жильё у муниципалитета, а приходят за советом, каким образом лучше приобрести жильё в собственность: ипотеку ли взять, или попасть в какую-нибудь льготную федеральную, областную программу. То ли горожане начали понимать, что ничего бесплатного больше не будет, то ли доходы у населения ста-ли увеличиваться.
Приходят и с собственными проектами по развитию города и естественно просят деньги на их реализацию. Но не всегда эти проекты осуществимы. На некоторые требуют-ся значительные денежные затраты, как, например, на строительство небольшого нефте-перерабатывающего завода. На это по скромным подсчётам понадобиться от 10 до 15 миллионов рублей. Польза городу от других проектов – сомнительна. Как, например, от добычи сапропелевого угля. Эту идею предложил один горожанин: по его словам такой уголь можно добывать в районе Барзаса и использовать его как энергетическое сырьё. Но, как утверждают геологи, обязательным геологическим сопровождением сапропелевого угля является уран – радиоактивное вещество. А значит, добыча такого угля может пред-ставлять опасность для нас, горожан. Впрочем, бывают и дельные предложения.
Многие приходят просить деньги – материальную помощь.
- Мы рассматриваем каждую ситуацию в отдельности, - рассказывает заместитель главы по социальным вопросам Р. А. Качелин. - В каких-то случаях материальная помощь человеку действительно необходима: на дорогостоящее лечение ребёнка, например. Всё тщательно проверяем и если острая необходимость в деньгах налицо – помогаем. Но бы-вает также, что люди просят материальную помощь необоснованно. Например, выделили человеку деньги на похороны родственника, а он спустя месяц на «сорок дней» опять у нас просит. Вот это я считаю уже необоснованным.
Обращаются и с жалобами. И здесь очень часто даёт о себе знать наш русский мен-талитет. Потому что нередко люди идут жаловаться в администрацию, сознательно минуя нижестоящие инстанции, куда обращаться, по сути дела, надо в первую очередь. Грубо, схематически такие ситуации можно обрисовать следующим образом: на кухне потёк кран, а жаловаться на это мы будем не в ЖЭК, а сразу к заму главы по коммунальному хозяйству. Кажется, что чем выше статус чиновника, тем быстрее проблема решится.
Кстати, по этой же причине многие горожане, получившие отказ в удовлетворении своей просьбы или жалобы в местной администрации, отправляют её в приёмную губер-натора. Такие письма из приёмной губернатора вновь возвращаются в городскую админи-страцию с пометкой ещё раз разобраться в ситуации. Бытует мнение, что если указание «ещё раз разобраться» было дано губернатором, то просьба человека, какой бы она ни бы-ла, будет обязательно удовлетворена. Но это не всегда так. На письмах, вернувшихся в администрацию, есть также пометка – разобраться в рамках компетентности и в рамках закона. То есть, если человеку изначально отказали на законных основаниях, то менять решение об отказе никто не будет.
Любит кое-кто из нас писать анонимки. На столе у Р. А. Качелина лежит неболь-шая папка. Здесь собраны письма горожан. Отдельное место – для анонимок и обращений, подписанных вымышленными именами.
- Пришла жалоба от берёзовского пенсионера, скажем, Иванова Ивана Ивановича, которую он отправил по Интернету в одну областную инстанцию, - рассказывает Р. А. Ка-челин. - Жалобу на рассмотрение направили к нам. Меня сразу удивил тот факт, что пен-сионер отправил письмо в область не по почте, как обычно это делают пенсионеры, а по Интернету. Пожилые люди редко пользуются новейшими технологиями. Ради интереса решил выяснить, живёт ли в городе вышеуказанный пенсионер. Оказалось, что такого че-ловека не существует. Имя-фамилия-отчество – выдуманные. С анонимками работать не очень приятно, но, тем не менее, даже такие письма без внимания не остаются. Правда, отношение к ним особое: всю информацию, указанную в таком письме проверяем очень тщательно.
Некоторые просители, обращаясь к чиновникам, начинают свою речь со слов: «Мне сказали, что помочь можете только вы». Это ход чисто психологический: дескать, всё, товарищ, не отвертитесь, выше вас только губернатор и президент, со всеми выте-кающими из этого последствиями. Не поможете вы - пойдём выше, а тогда всем хуже бу-дет. Но если проблема, с которой человек обратился в администрацию, действительно острая, актуальная и самое главное – решаемая в рамках закона, тогда не понадобятся ни-какие психологические ходы. Достаточно просто придти и постучать в дверь чиновника. По-крайней мере, в это хочется верить.
С. ПОПУРИЙ.
P.S.Кстати, пока чиновники читают письма, журналисты одного из местного телеканалов провели монито-ринг "народных линий" и обращений в общественные приемные и составили собирательный портрет письма петербуржца к губернатору, сообщает РСН. "Уважаемая Валентина Ивановна, обращаюсь к вам как к последней инстанции!", пишет главе го-рода обобщенный персонаж Петр Петрович Питерский, 45 лет отроду. Я живу в аварийном доме и не нахожу взаимности с коммунальными службами. У них все зависит от человеческого фактора, а он хамит и бросает трубки. Вызвать водопроводчика невозможно, поэтому я уже трижды залил соседей. Под моими окнами - несанкционированная помойка, которую никто не убирает. Для экс-перимента месяц назад я сам вывалил туда помойное ведро и теперь каждое утро наблюдаю свою же пустую банку из-под килек в томате. Двор у нас темный, фонари разбиты. Воспользовавшись этим злоумышленники ночью пытались произвести у супруги отбор шапки и сумки. Рядом строй-ка, когда она закончится, новая многоэтажка и вовсе заслонит жителям окрестных домов весь бе-лый свет. Я пришел сегодня на выборы, чтобы своим голосом попытаться что-то исправить. Петр Петрович Питерский".
Незарегистрированным пользователям доступны комментарии только из системы "Вконтакте".
Пожалуйста зарегистрируйтесь.