В практической деятельности зачастую возникают вопросы о возможности распространения персональных данных в рамках дела об административном правонарушении. С учётом складывающейся судебной практики, в том числе правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, разъясняем следующее.
В силу прямого указания части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Часть 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве одного из процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, закрепляет право знакомиться со всеми материалами дела.
Личные данные (имя, адрес места жительства, почтовый адрес, контактный телефон) лица, заявляющего о правонарушении, указываемые им в официально подаваемом заявлении, а равно личные данные свидетеля, которые фиксируются в процессуальных документах, в том числе с их слов (например, в протоколе об административном правонарушении), не относятся к сведениям о частной жизни таких лиц и не признаются законодательством об административных правонарушениях закрытыми сведениями, поскольку такие данные необходимы для производства по делу об административном правонарушении. Сокрытие таких данных не соответствует целям и задачам законодательства об административных правонарушениях, определённым в статье 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в рамках дела об административном правонарушении должностное лицо уполномоченного органа должно ознакомить лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, со всеми материалами дела без изъятия в части персональных данных лица, заявляющего о совершении административного правонарушения, и свидетелей.
При этом обращаем внимание, что в случае каких-либо угроз в их адрес лицо, заявляющее об административном правонарушении, и свидетель в рамках действующего правового регулирования не лишены возможности обратиться в правоохранительные органы в связи со всеми случаями противоправного, по их мнению, вмешательства в их частную жизнь и посягательства на их безопасность.