Уникальный материал – береста. Чего из нее только не делали наши предки! И обувь, и посуду, и даже лодки ею обшивали. Еще бересту называют древнерусским папирусом. Благодаря ей до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности, которые позволили ученым-историкам сделать удивительные открытия о жизни людей прошлых веков.
Бересту можно использовать и в качестве материала для народного промысла. Короба и туеса из нее получаются экологически чистые, износостойкие. И красивые, ведь береста обладает уникальным природным рисунком. Благодаря именно этому качеству художник Евгений Животов стал использовать бересту как материал для создания картин.
Немного об авторе. Евгений Животов – человек довольно известный в творческих кругах Кузбасса. Член Союза художников Российской Федерации, комиссии по народному искусству, координационного совета народного творчества и досуга Кемеровской области, Народный мастер России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, дважды лауреат премии Вучичевича-Сибирского. Имя художника занесено в энциклопедию «Лучшие люди России» и книгу «Золотые страницы Кузбасса». В 2002 году удостоен звания «Человек года» в Прокопьевске.
Евгений Анатольевич родился в 1958 году в Киселевске. Окончил Кемеровское художественное училище. Работая директором художественной мастерской, создал центр народных промыслов «Прокопьевская береста». Собранная им коллекция работ из бересты легла в основу создания культурно-выставочного центра «Вернисаж», который располагается в Прокопьевске. Евгений Анатольевич – один из основателей музея народного творчества «Сибирская береста» в Новосибирске.
Его изделия из бересты выделяются своеобразием. Мастер отошел от классики промысла и предложил новое направление – декоративное панно. Как рассказывает он сам, раньше еще никто не пробовал создавать картины из бересты. Технологию подготовки материала мастер в секрете не держит – он щедро делится своим опытом со студентами, работающими с этим природным материалом.
Но объяснить ее на страницах газеты не получится. Каждая работа – это своего рода эксперимент художника. Он применяет новые способы обработки коры – в зависимости от авторской задумки. «Я не могу сказать, что постиг всю тайну бересты, – рассказывает Евгений Анатольевич. – Любая картина – это открытие для меня. Чем больше я работаю с берестой, тем больше понимаю, насколько сложен и интересен этот материал».
На выставке, представленной в городском краеведческом музее, картины подобраны тематически: это изображения состояний природы и картины, посвященные символике древних жителей Сибири.
Береста подходит для этого как нельзя лучше – в ней будто впечатано веками изображение древних идолов, таинственных знаков, на которые очень живо откликается наша историческая память. Особенно интересна работа «Стражи Алтая». Вековые камни на фоне бескрайней степи, на них высечены суровые лица древних идолов.
Небо, устланное тяжелыми тучами, бескрайний и такой бесприютный простор… Попробуй всмотреться вглубь, и ты услышишь дуновение ветра, шум степной травы и бубен шамана, призывающий духов встать на защиту людей. А может быть, ты увидишь другое. Каждая берестяная картина открывает для зрителя что-то свое – в этом и заключается очарование коллекции Евгения Животова.
«Шаманский онгон» – вместилище для духов. Задача автора – разглядеть сюжет, а потом извлечь его из природного рисунка бересты, акцентировать красками.
Незарегистрированным пользователям доступны комментарии только из системы "Вконтакте". Пожалуйста зарегистрируйтесь. |