«Какие ценности из тех, в которые свято верили наши деды, можно было теперь воспринимать всерьез? Патриотизм, религия, империя, семья, святыня брака, чинная солидарность, продолжение рода, воспитание, честь, дисциплина – теперь каждый в мгновение ока мог поставить все это под сомнение. Но к чему приходишь, отвергнув такие непреложности?…»
Дж. Оруэлл
«IN MEMORY OF OUR SWEET DREAMS
Поколению 1970-1976 годов рождения, такому многообещающему и такому перспективному. Чей старт был столь ярок и чья жизнь была столь бездарно растрачена. Да упокоятся с миром наши мечты о счастливом будущем, где все должно было быть иначе… .»
Сергей Минаев. «ДухLESS. Повесть о ненастоящем человеке».
Бродя в просторах Всемирной Паутины меня однажды волею случая занесло на один сайт . Разные полоумные и не очень интернет-фтыкатели оставляли на нем свои литературные потуги, стихи, просто случаи из жизни, обсуждали политические события, наезжали друг на друга и т.д. Вроде обычный такой развлекательный якобы контркультурный сайтец, но на нем меня заинтересовал один неординарный автор с никнеймом Амиго. Он заметно отличался от типичных сетевых падонкав грамотным стилем изложения, чувством вкуса и меры, интересными темами публикуемых постов. Судя по его писаниям, да и отзывам лично его знающих юзеров, это был не рядовой клерк, убивающий рабочее время в обеденный перерыв, а человек достаточно состоятельный, знающий московскую богемную жизнь и бизнес не понаслышке, остро и сатирически описывающий окружающую его действительность. Как выяснилось позже, Амиго занимается винным бизнесом в России в качестве одного из руководителей крупной дистрибьютерской компании, реализующей качественный и дорогой алкоголь.
Все началось с того, что однажды Амиго выложил на литпром. ру очередной пост, но в виде главы из книги, которую он тогда только писал и которая должна была называться «ДухLESS». Окончание Less в английском языке означает отсутствие чего-либо. Таким образом, перевести эту русско-английскую абракадабру можно было как «Бездушие» или «Бездуховность». Глава достаточно сильно удивила меня. Я не ожидал такой точности в описании мира управляемых людей-мумий, населяющих нашу столицу. Все было так хлестко и с чувством написано, что не могло не увлечь с первых строчек и не заинтересовать в прочтении всей книги целиком. Я с удовольствием прочитал этот пост, но и только. Много непризнанных «гениев» выкладывает что-то в Интернет говоря, что пишет книгу, но результатов не видно. Но вот весной 2006 года опять же абсолютно случайно я наткнулся в «Кузбасскниге» на книгу Сергея Минаева «ДухLESS. Повесть о ненастоящем человеке». Купив, я залпом прочитал всю книгу целиком на одном дыхании.
Книга повествует о неком «герое» нашего времени. Он является коммерческим директором московского представительства крупной французской корпорации, реализующей консервированную продукцию. Являясь топ-менеджером с большим доходом он ведет насыщенную светскую жизнь, посещает дорогие клубы, балуется качественным кокаином, отчаянно кутит. И все бы ничего (интересного), но вот незадача! Наш герой в отличие от большинства безмозглых столичных тусовщиков начинает понимать какая мерзость и фальш его окружает, как пуста и нелепа эта вечная вечеринка, как двулично и лживо бизнес окружение, готовое за деньги на любые подлости и унижения как себя так и других. Этот новоявленный Печерин жестоко издевается над всем, что видит, постоянно ведя внутри себя циничный монолог-повествование. Он бичует пороки современного московского и не только общества, удивляется его надуманной претенциозности, гротескной гламурности. Но вместе с тем герой отлично понимает, что он часть этого мира, плоть от плоти его, как это не ужасно признавать. Он также бездумно прожигает жизнь, также неспособен кого-то по настоящему и искренне любить, также тратит время на клубные кутежи и разврат, постепенно превращаясь в ту самую мумию, которых он так цинично презирает. Главное его отличие от этих мумий, что он ПОНИМАЕТ глубину своего падения и мерзость окружающей действительности. Конфликт между внешним окружением, диктуемым им собственным поведением и этим внутренним знанием начинает нарастать по ходу повествования все больше и больше, приводя героя к сильнейшему психологическому кризису.
Бросаясь из крайности в крайность, разочаровываясь в казавшихся ранее верными друзьях, на деле оказавшихся обычными кидалами, обманом вытянувшими из героя почти все сбережения на якобы открытие нового проекта, либо жадными стяжателями, из-за денег готовыми наплевать на старую дружбу, либо попросту развратными педиками – герой не в силах найти верное и правильное решение выхода из жизненного кризиса. Даже во влюбленной в него девушке он начинает отыскивать недостатки, нарочно глумясь и издеваясь - отталкивает этим, одновременно понимая, как глупо он поступает.
Герой поначалу вызывает симпатию, но чем дальше, тем все больше он становится неприятен и в чем-то даже гадок. Он не бросает все, а продолжает тонуть во всем этом дерьме и дальше. И чем больше герой противен сам себе, тем больше он противен читателю. Он много философствует об окружающей действительности, говорит потрясающе правильные вещи, но не делает каких то главных и нужных шагов что бы изменить ситуацию хотя бы для себя. И читателю также неизвестно не может или не хочет герой сделать эти шаги. Герой как будто упивается этой депрессией и мизантропией. Лишь в самом конце книги промелькнет для читателя небольшой лучик надежды, что выход все таки есть. Но этот лучик настолько зыбок…
С одной стороны история достаточно банальна. Пресыщенные светом мизантропичные меланхолики в качестве героев уже не раз появлялись в литературе. Да и в описании жизни московского бомонда и отколупывании блесток с гламура автор Америки не открыл. Но здесь играет роль такой феномен как «современная литература». То есть, изучая ее ярких представителей, пишущих о дне сегодняшнем, ты изучаешь и саму жизнь, которая кипит именно сейчас, ты начинаешь что то более реально осмыслять из того что можешь видеть с экрана телевизора, журнальных полос, да и при непосредственном столкновении в реальности. Сергей Минаев устами своего героя очень жестоко и цинично простебал многие аспекты современной жизни. Меня, например, сильно задела его целая глава, посвященная сети Интернет и убожеству его фтыкателей. Издеваясь над таким, ставшим для многих божеством, явлением, он смутил меня и заставил задуматься, а не отношусь ли я к этим так метко описанным убожествам. Ответа я так до сих пор себе дать не могу. Другая священная корова – Питер. Так обидно обстебать этот город и его жителей мог только человек, знающий и изучающий его не один год.
А эти так метко описываемые бизнес-будни большой компании – какой болью в анусе отзовутся эти описания у топ-менеджеров и любой другой офисной сволочи (вроде меня) которые по роду деятельности бывали на этих бизнес-планерках, еженедельных (ежеквартальных, полугодовых, годовых) отчетах в главном офисе с их двуличным словоблудием, жополизством, грызне между равными чтоб по «трупам» пролезть и выслужиться перед Главным Боссом? Любой, кто работал даже мелким корпоративным самураем в большом холдинге либо компании со мной согласится – более точно описать корпоративный этикет еще никому не удавалось.
Вообще, складывается такое впечатление, что Минаев намерено прошелся по близким большинству людей вещам и явлениям, с какой то дьявольской талантливостью нашел как побольнее уколоть или смутить многих читателей, расколотил те розовые очки, в которые еще многие из нас смотрят на некоторые аспекты бытия.
Книга по своей сути очень грустная и оставляет тяжелое впечатление. Как бы от зависти не хаяли многие критики литературный талант Минаева, но то, что он из сетевого журналиста превратился в Писателя - сомнению не подлежит. «ДухLESS» определенно заставляет задуматься. Да, пускай не все живут в Москве, не все тусуют по клубам, не все работают в крупных корпорациях, но все же общие тенденции, которые нам сейчас навязывают как непреложные истины и главные ценности к которым надо стремиться, разоблачены в этой книге со всей прямотой и цинизмом. Другое дело, что никаких новых идей нашему уже давно безыдейному и бездуховному обществу писатель не предлагает. Цинично глумясь над всем автор оставляет читателя у разбитого корыта, не давая ответа на главный вопрос: «А что же дальше?».
«ДухLESS» к моему удивлению вызвал нешуточный резонанс. В первые недели продаж в Москве он вошел в десятку наиболее продаваемых бестселлеров, обогнав даже пресловутый « Давинчи». Это во многом было последствием очень грамотной пиар-компании, но все же на одном пиаре далеко не уедешь, а первый тираж разошелся очень быстро, принеся большие барыши как самому издательству, так и около миллиона самому Минаеву. Московские мумии с удовольствием сметали с книжных полок в магазинах книги, по мазохистски упиваясь описанием собственного убожества. Самого Минаева затаскали на интервью по различным передачам на радио типа «Эхо Москвы», телевидению на канале НТВ и т.д. Он стал фигурой еще более публичной и известной теперь не только в пределах Садового кольца, но и в регионах. Воистину, время рождает своих «героев». Но разве это герои?
«ACHTUNG, BABY!
Все совпадения с реально живущими персонажами, фактами и явлениями случайны. Все события и герои, вся мерзость и ужасы описанного общества выдуманы автором. Ибо реальность еще более омерзительна и ужасна…»
Сергей Минаев. «ДухLESS. Повесть о ненастоящем человеке».