С октября федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН) внедрена на территории каждого региона Российской Федерации. В Федеральной кадастровой палате прокомментировали исполнение поручения Правительства России.
В октябре 2020 года был завершен переход на новую систему ведения госреестра недвижимости Крыма и Севастополя. Это позволило ФКП и Росреестру перейти на новый уровень качества предоставления государственных услуг по всей стране. Благодаря ФГИС ЕГРН ведомства будут оказывать востребованные услуги в более короткие сроки, а граждане, соответственно, быстрее их получать.
За счет объединения Единого государственного реестра прав (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН) в единый информационный госресурс увеличена достоверность сведений ЕГРН. Также эта инновация обеспечила более качественное наполнение информацией базы по объектам недвижимости, исключила возможные разночтения и несоответствия между сведениями баз данных государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, значительно упростила проведение межрегиональных (по экстерриториальному принципу) и связанных сделок с жильем. Благодаря ФГИС ЕГРН стало возможно зарегистрировать права на недвижимость и поставить ее на кадастровый учет одновременно. Такая единая процедура избавила заявителей от лишних действий, что, естественно, сократило как время, так и материальные затраты на оформление недвижимости.
По словам заместителя Председателя Правительства Виктории Абрамченко, переход всей страны на такую глобальную базу как ФГИС ЕГРН – это новая веха в истории оборота недвижимости в России: регистрация права собственности, договоров ипотеки, постановка на кадастровый учет и еще десятки государственных услуг в этой сфере будут проводиться проще и быстрее. Система уже обрабатывает около 7 запросов в секунду в режиме 24 на 7, работая без выходных и праздников, отметила вице-премьер.
«Переход на новую систему можно сравнить с переводом гигантских часов. Сами часы здесь – ФГИС ЕГРН, стрелки – регионы, цифры – даты внедрения согласно графику, утвержденному Росреестром. В момент соприкосновения какой-то стрелки с цифрой регион переходит на систему, обновляет механизмы госуслуг. Это выглядит довольно просто, но на самом деле была проделана титаническая работа», – прокомментировал глава Федеральной кадастровой палаты Вячеслав Спиренков.
Согласно утвержденной Президентом национальной цели «Цифровая трансформация», доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, должна быть увеличена к 2030 году до 95%. Одним из главных шагов в части цифровой трансформации услуг, связанных с учетно-регистрационными действиями, стал запущенный Федеральной кадастровой палатой в сентябре прошлого года онлайн-сервис по выдаче сведений из ЕГРН. Его разработка стала возможной благодаря внедрению ФГИС ЕГРН. Сейчас в соответствии с законодательством на получение сведений об объектах недвижимости уходит три дня. Сервис позволил сократить время выдачи сведений об объектах недвижимости до нескольких минут. Услуга предоставляется дистанционно, в электронном виде.
«Сегодня сервис доступен жителям 76 регионов страны, но до конца года мы подключим к сервису все субъекты России. Благодаря онлайн-сервису выдача сведений о недвижимости стала происходить, во-первых, комфортнее для людей – выходить из дома не надо, во-вторых, быстрее – при заказе выписки мне самому потребовалось всего 5 минут, в-третьих, удобнее с точки зрения интерфейса сервиса – он напоминает любой стандартный интернет-магазин», – рассказал Вячеслав Спиренков.
Платформа существенно упростила способ подачи запросов и минимизировала ввод данных – сервис синхронизирован с сайтом госуслуг: чтобы получить выписку со сведениями о недвижимости, достаточно авторизоваться на нем. Таким образом, не понадобится даже электронная подпись – достаточно подтвержденной учетной записи на сайте госуслуг.
Между тем, предоставляемые данным сервисом в электронном виде сведения о недвижимости так же юридически значимы, как и оформленные на бумаге. Выписки сервиса Кадастровой палаты заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью органа регистрации прав.
«Мы можем наблюдать, что гражданам нравится наш сервис: его популярность увеличивается не по дням, а по часам. В январе 2020 года сервисом выдано около 12 тысяч выписок из ЕГРН, в июне – более 23 тысяч, а сейчас через него поступает около двух тысяч запросов в день, то есть порядка 60 тысяч запросов в месяц», – отметил Вячеслав Спиренков.
Напомним, что сегодня выписка из ЕГРН – единственный документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости. Она может потребоваться гражданам при проведении сделок и других операций с недвижимостью.