На базар – как на работуЭто только с первого взгляда кажется, что на пойти торговать на базар – просто. Нет, не просто. Не просто сделать первый шаг до прилавка, не просто простоять первый день за ним, непросто подобрать первое слово для разговора с торговками-соседками. Это всё равно, что в реку холоднющую прыгнуть. Страшно, аж дух захватывает, а как окунул-ся – вроде бы ничего…
Лично я собиралась с духом недели две, каждый раз откладывая своё боевоё «ба-зарное» крещение на потом. Но наконец-то решилась. С вечера собрала чёрной смороди-ны пятилитровое ведёрко (собрала, как собираю обычно – прямо с веточками, чтобы ягоду лишний раз не давить), достала документы на огород – на всякий случай, вдруг проверка какая-нибудь. А утром - на базар.
Вообще-то меня предупреждали, что жизнь здесь начинается с семи часов утра – мол, бабки делят между собой места на двух прилавках, которые для них выделены. Мол, при этом по всей округе разносится жутчайший «пятиэтажнейший» мат. Но я решила не торопиться и пойти на базар как на работу – к восьми часам утра.
Рынок уже лениво потягивался и почёсывался, расставляя товар по прилавкам, ко-гда я неспешно шла со своим ведром по августовской росе к месту назначения. Идти, че-стно говоря, очень не хотелось, мучил стыд, и в голове рождались всякие противоречивые мысли: «Ну вот и как я смогу место для себя отвоевать? А вдруг выгонят – был же случай: журналистку чуть не побили, когда она решила семечками торговать. А вдруг знакомые меня на базаре увидят – стыдно…» - «Ах ты господи! Чего стыдного-то? Торговать же идёшь не ворованным – своим! Пускай попробуют выгонят – на базаре любой торговать может. А знакомым… А знакомым можно сказать, что ягоды чересчур уродилось – хо-чешь, покупай!». Вот с такими мыслями я и добрела до «бабкиного» ряда.
Ящик – на вес золотаСтранно: уже было начало девятого часа, а два прилавка, из-за которых, как мне рассказывали, округа каждое утро содрогалась от жутчайших матов, оставались пустыми – садись, кто хочет. А неподалёку, возле ларьков кузбасспечати за самодельными прилав-ками уже сидели продавцы сельхозпродукции. Кто как оборудовал своё рабочее место: на фанерном ящике сидит - на ящик товар складывает, одна торговка и вовсе расположилась со своим нехитрым товаром на канализационном колодце. Сидят, зелень перебирают, ве-дут неспешные разговоры про огороды, рецепты.
Подхожу к бабушкам, здороваюсь, спрашиваю, где можно расположиться и почём можно такое количество чёрной смородины продать (надо же быть в курсе рыночных цен, а то заломишь цену – и не возьмёт никто, или наоборот – продешевишь.)
- У-у, а чо у тебя смородина какая-то странная? С веточками? Первый раз вижу, чтобы так смородину собирали. Ну, вот что милая, такой товар ты долго продавать бу-дешь. У нас – вот: ягодка к ягодке, да и ту продать не можем, а твои веточки и подавно никто не возьмёт. Садись сейчас и перебирай, времени у тя много: первый покупатель не-скоро появится.
А куда садиться-то?
- Иди вон в те кусты (туда иногда ящики фанерные выкидывают), поищи как сле-дует, может чо-нибудь для себя и найдёшь.
Ах ты, иди туда – незнамо куда, найди то – незнамо что.
- А почему в пальоне не торгуете, специально же для вас сделали?
- Душно там, как в коробке. С 1 сентября туда перейдём.
Поняла, что лезть по кустам всё-таки придётся: не стоймя же стоять полдня! Бо-тинки сразу же заблестели от росы, вокруг в траве валялись какие-то обёртки, объедки. Ящиков – ни одного. Да может здесь ящиков отродяся не бывает! Вдруг – глядь! – в кус-тах лежит три новеньких, беленьких, фанерных. Прям как для меня специально положили! Только мне трёх многовато будет, один – за глаза! Но беру всё-таки два: один себе, другой – бабушкам за добрый совет.
Подарку торговки очень рады, ящики здесь, оказывается, ценятся высоко. Я же удовлетворённая таким удачным началом моей торговой карьеры, принялась перебирать ягоду.
- А второй ящик ты зря отдала, - обратилась ко мне моя соседка-торговка, - куда ведро с ягодой ставить будешь?
- Зачем ведро куда-то ставить? Пусть на земле стоит, - не поняла я свою соседку.
- Ты меня слушай: товар надо повыше ставить, чтоб он заметнее был. Кто твою ягоду разглядит, если её еле видно из-за бордюры? Не увидят - не купят.
И то верно. Пойду за оставшимся в кустах третьим ящиком.
Ну вот, вроде бы неплохо устроилась: и сижу удобно, и прилавок для ягоды есть. Но слишком уж легко всё как-то у меня получилось – и совет добрый нашлось кому дать, и ящики как по мановению волшебной палочки появились. Нет ли подвоха? Или как в ры-балке – новичку всегда везёт? Помню, в детстве свою первую рыбу я поймала на ржавый крючок без наживки – повезло, как всякому новичку…
Торговок с каждой минутой становилось всё больше и больше – оживал базар. Од-на из женщин, пришедших на базар торговать копчёностями домашнего приготовления, долго ругалась: «Какая сволочь стащила три моих ящика? Я их для себя в траве прятала! Что за люди, только отвернёшься – упрут!!!».
Ну что тут скажешь? Молчи и делай лицо тяпкой!
Первый покупательЗелень и ягода – товар востребованный. К 9 часам пошёл первый покупатель. Мужчина-кореец выбирал
картошку.
- Почём? – спросил у одной из женщин. Остальные торговки заметно напряглись и замолчали. Нельзя отбивать покупателя – таков здешний закон, но можно предложить свой аналогичный товар можно, как только покупатель засомневается в цене или качестве товара соседки. В общем, всё как в рыбалке: прикармливаешь, а потом подсекаешь.
- За 120 рублей отдам. Здесь шесть килограммов.
- Дорого.
И тут же возглас с другой стороны:
- А кому
картошечки, недорого!!!
Пошло дело.
На ягоду смотрят вяло.
- Смородина – всегда товар не ходовой, - объясняет мне соседка. – Наелись уже люди, варенья наварили. Вот виктория – это товар выгодный. Её и много, и продать мож-но не дешевле чем 120 рублей за бидончик, и люди охотно берут – как никак первая ягода.
Женщина с ведёрком придирчиво осматривала зелень на засолку. Пять рублей за пучок – чего ковыряешься, бери!
Супружескую чету пенсионеров с тросточками я заметила ещё в самом начале тор-гового ряда. Шли рядышком, улыбались и что-то неторопливо обсуждали. Подошли к мо-ей соседке:
-Почём смородина?
- Пятьдесят рублей за бидончик.
Постояли подумали. Вроде дороговато. И тут я поняла что пришло моё время под-секать.
- А возьмите у меня ягоду… Я недорого отдам.
Женщина засомневалась.
- Почём?
- За 35 рублей ведёрко, - выпалила я и сама испугалась от такой жуткой дешевизны. Испугались и мои товарки.
- Ты чо, с ума, девка, сошла? 35 – это ж даром!
- Забирайте, мне просто стоять уже надоело.
- Ишь ты, надоело ей! И постояла то всего с часок! Мы иногда и до часу дня, и до трёх стоим… - но гневное удивление было недолгим, и торговки стали вдруг рекламиро-вать мой товар, - берите-берите, где ещё за такую цену возьмёте… А веточки от ягоды сами переберёте, за такие-то деньги не грех!
Женщина ещё немного подумала, попробовала мою ягоду и… взяла. А я с пустым ведром и с такой же лёгкой душой пошла домой. По дороге думала: эх, продешевила. А потом упокоилась: зато люди хорошие попались. Пускай зимой, открывая баночку с ва-реньем из моей ягоды, вспоминают меня добрым словом. За такие-то деньги – не грех!